НОВОСТИ
Изменения по промышленной безопасности
в 2025 году
С 2024 года вступили в силу существенные изменения в области промышленной безопасности, затрагивающие требования к эксплуатации опасных производственных объектов. Данные изменения актуальны и в 2025 году
Обновленную редакцию 116 Федерального Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» уже успел подписать Президент.
Изменились требования к объектам 1 класса опасности
С 1 сентября 2024 года на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты 1 класса опасности, лягла новая обязанность – проведение аудита системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) .
По результатам аудита новая редакция 116 Федерального Закона обязывает до 1 апреля сдавать отчет о проведении аудита. Отчет сдается перед руководителем эксплуатирующей организации, а его копия направляется в Ростехнадзор. Первый такой отчет необходимо будет сдать до 1 апреля 2025 года (за проведенный в 2024 году аудит).
По результатам проведения ежегодного аудита все эксплуатирующие ОПО 1 класса опасности организации обязаны предпринять меры по устранению выявленных нарушений и реализовать предложенные аудитором меры по снижению риска возникновения аварий и инцидентов.
Изменились правила расследования аварий
Теперь в комиссию по расследованию причин аварии должны входить, как представители профессиональных аварийных служб, так представители профессиональной ассоциации страховщиков (ПАСФ) . Участие последних обязательно, если у собственника опасного производственного объекта нет договора обязательного страхования гражданской ответственности.
Изменился регламент производственного контроля
С 1 сентября 2024 года необходимо помимо ответственного за производственный контроль эксплуатирующие организации обязаны назначить еще несколько сотрудников, которые будут осуществлять производственный контроль на предприятии и заменять ответственное лицо в случае болезни или отпуска.
Изменились критерии идентификации некоторых опасных производственных объектов
Закон № 534-ФЗ, подписанный 14 ноября 2023 года, внес изменения в критерии выявления химически опасных производственных объектов. Теперь при определении класса опасности объекта нет необходимости суммировать количество опасных веществ, если зона вероятного поражения при аварии не затрагивает соседние объекты. Это позволяет присвоить меньший класс опасности для таких объектов.
Расширена сфера применения обоснования безопасности ОПО
Теперь обоснование безопасности опасного производственного объекта можно разработать не только при наличии требований в нормативных правовых актах, но и в случаях капитального ремонта линейного объекта или технического перевооружения опасного производственного объекта. Разработанное обоснование вместе с заключением экспертизы промышленной безопасности необходимо направить в Ростехнадзор в течение 10 дней. Утверждение обоснования возможно только при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.
Некоторые организации освобождены от получения лицензии на эксплуатацию ОПО
С 1 сентября 2024 вступили в силу изменения в пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта могут не получать предприятия, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны и безопасности, а также занимающиеся вопросами мобилизации и военной подготовки. Важно понимать, данное требование касается только военных объектов (военкоматов, казарм, военных аэропортов, складов хранения топлива).
Предприятия, исполняющие гособоронзаказ, не освобождаются от получения лицензии на эксплуатацию ОПО.
Изменились правила согласования ПЛАРН
С 1 сентября 2024 года действуют новые правила, связанные с организацией действий по предотвращению и устранению последствий нефтяных разливов, внесенные постановлением Правительства № 2122 от 11 декабря 2023 года.
Теперь ПЛАРН можно подать на согласование через портал “Госуслуги”.
В течение одного дня будет получен ответ либо о принятии документа на согласовании, либо отказ от согласования.
Также не требуется с 1 января к ПЛАРН прикреплять документы, подтверждающие аттестацию аварийно-спасательной службы, с которой у предприятия заключен договор на обслуживание.
Кроме того, новые правила разработки ПЛАРН разрешают НЕ разрабатывать ПЛАРН для следующих объектов:
автозаправочных станций (АЗС) с надземными резервуарами общей емкостью нефтепродуктов не более 100 тонн;
транспорт для перевозки и заправки нефтепродуктами.
Изменены правила проведения экспертизы промышленной безопасности
Уточнены условия, при которых положительное заключение экспертизы промышленной безопасности (на технические устройства/здания и сооружения/ проектной документации) считается положительным.
Теперь в положительном заключении экспертизы должен содержаться однозначный вывод о ПОЛНОМ соответствии объектов нормам и правилам промышленной безопасности.
Кроме того, новая редакция 116-ФЗ “О промышленной безопасности” разрешает руководителю предприятия продлевать срок эксплуатации здания и сооружения на опасном производственном объекте при наличии положительного заключения экспертизы.
Новая редакция Закона также обязывает проводить экспертизу промышленной безопасности, если фактический срок службы технического устройства (оборудования) превышает 10 лет.
Раньше экспертизу нужно было проводить по достижении 20 летнего срока службы технического устройства.
Изменены правила безопасности на ОПО где используются ПС
Ростехнадзор скорректировал требования к безопасности на опасных производственных объектах (ОПО), где используют грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения (ПС). Обновленные правила будут действовать с 1 сентября 2024 года до 1 января 2027 года.
Исключены положения об учете ПС при внесении сведений об объектах в реестр ОПО.
На табличках, которыми должны быть снабжены ПС при их эксплуатации, не понадобится указывать учетный номер.
Перечень ПС, не подлежащих учету, утратит силу. Вместе с тем ПС из этого списка отнесут к тем, которые выведены из-под действия правил. В частности, речь идет о таких ПС:
краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС;
грузовые строительные подъемники;
мостовые краны-штабелеры;
краны-трубоукладчики.
Напомним, объекты, где используют ПС, должны быть зарегистрированы в реестре ОПО. Порядок такой регистрации определен в правительственных правилах.
Приказом Ростехнадзора от 22.01.2024 № 16 внесены изменения в ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утверждённые приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461.
Эволюция, революция, передел сфер влияния… что это? Скорее это устранение рудимента под названием «постановка на учет ПС». По сути, в последние 5-6 лет постановка на учет подъемных сооружений (ПС) превратилась в формальность. Ведь согласно п. 143 Приказа № 461 учет ПС осуществляется (пока еще осуществляется, не забывайте, что изменения вступают в силу с 01.09.2024) при внесении сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в реестр ОПО. Что это значит?
Это значит, что от эксплуатирующей организации ничего особенного не требуется. Необходимо подготовить заявление, сведения, справки-бумажки, далее подать документы в Ростехнадзор на регистрацию ОПО или внесение изменений в реестр ОПО. В процессе рассмотрения документов Ростехнадзор присваивает учетные номера. Какие-то специальные манипуляции с постановкой на учет ПС, в особенности в сравнении с процедурой постановки на учет оборудования, работающего под давлением (кто ставил на учет ОРПД, тот поймет), предпринимать не нужно. Учет осуществляется одновременно с регистрацией ОПО или внесением изменений. Ну, максимум, что, как правило, просит приложить инспектор для учета ПС, это копию паспорта на подъемное сооружение. Опять же, сравнивая с ОРПД, это просто небо и земля. Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что для постановки на учет нужно подготовить: - сведения об аттестации двух сотрудников организации по А.1 + Б.8.; - разработать кучу инструкций и приказов; - провести техническое освидетельствование сосуда или экспертизу при необходимости; - подготовить удостоверения на обсуживающий персонал; - подготовить сведения о сертификации по ТР ТС 032; - и т.д. и т.п. Короче весело владельцам ОРПД!
В сложившейся ситуации с ПС было два выхода: либо отмена постановки на учет ПС, либо ужесточение требований при постановке на учет по примеру ОРПД. Ростехнадзор выбрал первый вариант, т.е. отмена постановки на учет ПС.
Только, уважаемые дамы и господа, эйфорию и радость от отмены постановки на учет ПС убираем в сторону.
Ростехнадзор отменил, в этой части, только пункты 143-145. При этом, пункт 142 никто не отменял.
Дальше полный текст пункта 142: «142. Регистрация ОПО, где эксплуатируются ПС, должна выполняться в соответствии с Правилами регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - реестр ОПО), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. № 1371.»
Соответственно, регистрация ОПО, где эксплуатируются ПС, сохраняется. Поэтому не нужно заказывать к 1 сентября 2024 г. во все Ростехнадзоры нашей необъятной страны победный марш и красную дорожку для подачи документов на исключение ОПО из реестра. Они вас неправильно поймут. И ОПО вам никто не исключит. Спокойно работаем и продолжаем регистрировать ОПО с подъемными сооружениями. Только теперь без учетных номеров. И не теперь, а начиная с 01.09.2024. Вкратце по отмененным пунктам 143-145…
-Пункт 143 описывает (пока описывает, терпим до 01.09.2024) необходимость постановки на учет при регистрации ОПО или внесении изменений в реестр ОПО.
-Пункт 144 описывает случаи, в которых необходимо снимать с учета ПС.
-Пункт 145 описывает перечень ПС, которые не нужно ставить на учет в Ростехнадзоре. Пункты 143 и 144 уйдут в историю, а вот перечень ПС, указанный в пункте 145, плавно перетечет в пункт 3 Приказа № 461.
Соответственно, ПС, ранее не подлежавшие учету, будут отнесены к категории устройств, на которые ФНП ПС более не будут распространяться. Далее приведен перечень этих ПС: краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления; краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно; краны стрелового типа с постоянным вылетом или не оборудованные механизмом поворота; переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении; ПС, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений; краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин; электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ПС; краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны- манипуляторы грузоподъемностью до 1 т или с грузовым моментом до 4 т*м включительно; грузовые строительные подъемники; мостовые краны-штабелеры; краны-трубоукладчики. Важно обратить внимание на то, что Ростехнадзор перенес ПС из пункта 145 в пункт 3 Приказа № 461, но при этом забыл некоторые устройства убрать из перечня устройств, на которые распространяется действие Приказа № 461. Выглядит это странно, но похоже на обычный человеческий фактор. Просто не учли факт указания некоторых ПС в пункте 2. Может ли себе такое позволить Ростехнадзор? Они же надзорный орган!!! Скажете вы! Они нас заводят в заблуждение! Если они могу такие ошибки допускать, то почему с нас спрос по самое не хочу? Понегодуем немного и понадеемся на то, что Ростехнадзор не ошибся с номером пункта, в который хотел перенести ПС. А то вдруг Ростехнадзор хотел их перенести в пункт 2 Приказа № 461. Вот веселуха будет… и перечень поднадзорных ПС прирастет существенным перечнем устройств. Но мы всё-таки считаем, что Ростехнадзор допустил ошибку, и не внес изменения в пункт 2 Приказа № 461. Далее приведем перечень задублированных ПС: - мостовые краны-штабелеры; - краны-трубоукладчики. Как видно, ошибка не носит масштабный характер. Тем не менее, ждем от Ростехнадзора дополнений в части п. 2 Приказа № 461. В противном случае, будем как в известном советском мультфильме «В стране невыученных уроков» гадать, где ставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать».
Изменения по пожарной безопасности в 2025 году
С 1 марта вступают в силу новые правила пожарной безопасности. Основные изменения будут такими: Работники, ответственные за пожарную безопасность, должны соответствовать профстандартам. Для этого им придется пройти обучение и сертификацию: закон № 370-ФЗ.
С 1 марта 2025 года вступят в силу изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»:
1) статья 24 дополнена частью седьмой следующего содержания:
Работники и лица, привлекаемые к осуществлению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии).
2) статья 37 дополнена новой частью третьей следующего содержания:
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения, обязано назначить ответственное за обеспечение пожарной безопасности таких здания или сооружения лицо, соответствующее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам (при наличии).
Требования к квалификации ответственного установлены профессиональным стандартом «Специалист по пожарной профилактике», утверждённым приказом Минтруда России от 11 октября 2021 г. № 696н.
Так, например, для обеспечения противопожарного режима на объекте защиты ответственный за пожарную безопасность (специалист по пожарной профилактике, специалист по пожарной безопасности) должен иметь необходимое образование:
*среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена;
*высшее образование и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области, соответствующей виду профессиональной деятельности;
*среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области, соответствующей виду профессиональной деятельности.
Кто проходит обучений по программам профессиональной переподготовки?
а) сотрудники, которые должны повышать квалификацию по пожарной безопасности, если не имеют среднего профессионального /высшего образования по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность»;
б) сотрудники, которые должны повышать квалификацию по пожарной безопасности, если не имеют компетенций в области пожарной безопасности, приобретенных в период получения среднего профессионального / высшего образования.
Повторного обучения по программам профессиональной переподготовки не требуется.
Кто проходит обучений по программам повышения квалификации?
а) ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;
б) руководители эксплуатирующих и управляющих организаций, связанных с обеспечением пожарной безопасности на объектах, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица;
в) ответственные должностные лица (главных специалисты технического и производственного профиля) на объектах, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, определяемые руководителем организации;
г) лица, проводящие противопожарные инструктажи (ими могут являться в том числе руководители организаций либо ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах, в которых могут одновременно находиться МЕНЕЕ 50 человек, объектах, НЕ отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности);
д) специалисты по пожарной профилактике;
е) иные лица, определяемые руководителем организации.
Периодичность обучения по программам повышения квалификации в области пожарной безопасности с 01.03.2022г. устанавливает непосредственно руководитель организации в соответствии с пожарной, взрывопожарной опасностью объекта защиты.
На электроустановках социальных объектов нужно устанавливать устройства защиты от дугового пробоя. Кроме того, с этой же даты может вступить в силу постановление правительства, которое предусматривает: Новые ограничения на использование подсобных помещений; Ужесточение правил для курильщиков; Новые требования к СИЗ и средствам тушения пожаров.
Образование и стандарты для ответственных лиц
Согласно изменениям в законе о пожарной безопасности №69-ФЗ лица, отвечающие за пожарную безопасность, будут обязаны соответствовать квалификационным требованиям или профстандартам: ст.24 закона №69-ФЗ. А руководители или лица, которые отвечают за эксплуатацию зданий и сооружений, должны будут назначать ответственными за пожбезопасность таких квалифицированных специалистов: ст.37 закона. Сотрудника без квалификации назначать ответственным за пожарную безопасность нельзя. Пройти можно будет программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Кому понадобится повышение квалификации: тем, кто отвечает за пожарную безопасность на объектах с повышенной взрыво- и пожароопасности и там, где одновременно может находиться более 50 человек; руководителям компаний по эксплуатации и управлению, которые отвечают за пожарную безопасность и назначенным ими ответственным сотрудникам; тем, кто проводит противопожарный инструктаж; специалистам профилактики пожаров; другим лицам, назначенным руководством.
Изменения по охране труда 2024 -2025
Среди уже принятых нововведений работодателям стоит обратить особое внимание на следующие:
1.Введена новая методика проведения специальной оценки условий труда, включая классификатор вредных и опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция для ее заполнения.
2.Изменились правила допуска организаций к выполнению специальной оценки условий труда, а также процедура их регистрации в реестре, приостановления и прекращения деятельности по проведению СОУТ.
3.Скорректированы правила аккредитации организаций и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги в сфере охраны труда.
4.Появились новые формы документов для расследования несчастных случаев на производстве, а также положение о специфике расследования таких случаев в отдельных отраслях и организациях.
5.Обновлены требования к содержимому аптечек для оказания первой помощи и порядок предоставления первой помощи пострадавшим с использованием медицинских изделий.
6.Появилось уточняющее требование, что обязательное психиатрическое освидетельствование может быть проведено только в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, которая оказывает психиатрическую помощь гражданам на месте их проживания или временного нахождения.
7.Увеличены сроки проведения профвизитов и рейдовых пожарных осмотров. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.09.2024 № 1234, сроки взаимодействия с контролируемым лицом продлены до 10 рабочих дней, а профилактические визиты — до 10 рабочих дней и до 20 дней для объектов с несколькими контролируемыми лицами.
Обеспечение работников СИЗ
Объем выдаваемых СИЗ
Работники, чья деятельность не связана с воздействием вредных или связанных с ними производственных факторов, будут обеспечиваться спецодеждой только в том объеме, который определен по результатам оценки профессионального риска. Такое новшество предусмотрено проектом приказа Минтруда РФ.
Документ также допускает при выдаче дерматологических средств индивидуальной защиты через дозирующие устройства уменьшать объем, указанный в Единых типовых нормах, не более чем на 25%. Важное условие — экономия этих СИЗ должна быть подтверждена результатами испытаний, проведенных работодателем в течение минимум трех месяцев.
Объем средств индивидуальной защиты, включенных в Единые типовые нормы для различных профессий, не может быть сокращен работодателем в зависимости от выявленных опасностей или переведен в категорию дежурных СИЗ.В качестве смывающих средств предлагается использовать туалетное кусковое мыло. Ежемесячную выдачу дерматологических средств заменяют на «установленную работодателем частоту, исходя из месячного расчета».
Организация учета СИЗ
Порядок учета средств индивидуальной защиты с нормативным сроком эксплуатации 1 месяц и менее устанавливает работодатель. Его можно зафиксировать в личных карточках учета как при фактической выдаче СИЗ, так и с учетом периодической потребности, но не более чем на один год. Если одно средство индивидуальной защиты объединяет защитные свойства нескольких, а их нормативные сроки эксплуатации различаются, нормативный срок эксплуатации выданного СИЗ следует определять по максимальному значению среди совмещаемых средств. Нормативный срок эксплуатации спецодежды в зависимости от климатических условий исчисляется с момента ее выдачи работнику и может не включать время хранения, отпуска работника и период временной нетрудоспособности, но не должен превышать 2,5 года. Передачу дежурных СИЗ от смены к смене или от одного работника к другому не нужно фиксировать в карточке выдачи дежурных СИЗ. Разрешается переводить в дежурные СИЗ после увольнения работника защитные каски. Сейчас этого делать нельзя, так как установлен запрет на перевод головных уборов в дежурные СИЗ.
Порядок проведения медосмотров
В планах законодателей с 1 марта 2025 года разделить порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников на два отдельных документа:
Первый документ будет предназначен для допуска к вредным и опасным работам (ID 02/08/04-24/00147079).
Второй документ будет актуален для медицинских организаций, детских учреждений, учреждений общественного питания, торговли и других сфер. Медицинские осмотры в этом случае пройдут те работники, кто может стать источником заболеваний (ID 02/08/04-24/00147085).
В числе ключевых отличий от текущих правил стоит отметить требование указывать СНИЛС сотрудника на вредных и опасных работах при направлении его на предварительный (в реестре — на периодический) медосмотр.
Клиника будет обязана предоставить заключение не позднее пяти рабочих дней после проведения предварительного или периодического осмотра. В действующих правилах указан только срок выдачи заключения в пять рабочих дней после его составления.
Что касается работы в отдельных организациях, работодатель должен утвердить категории сотрудников, подлежащих медицинским осмотрам, и предоставить список в территориальный орган Роспотребнадзора в течение 10 рабочих дней.
Состав врачебной комиссии будет включать профпатолога, дерматовенеролога, ЛОР-врача, терапевта и гинеколога.
При подозрении на заболевание, опасное для окружающих, медицинская организация направит работника на дополнительное обследование к специалисту или в медицинское учреждение необходимого профиля.
В список противопоказаний для определенных работ законодатели планируют добавить носительство патогенного стафилококка, а также гнойно-воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки.
С 1 сентября 2023 года работодатель обязан применять новые Правила обеспечения работников СИЗ.При этом у компаний не будет переходного периода для применения Правил, как с Едиными типовыми нормами. Рассказали в статье, как по новым правилам вести личную карточку СИЗ, когда работодатель будет обязан выдавать средства защиты сторонней организации и как определить список СИЗ в зависимости от уровня рисков.
Кто обязан применять новые Правила обеспечения СИЗ с 1 сентября 2023 года
С 1 сентября 2023 года вступает в силу приказ Минтруда от 29.10.2021 № 766н, которым чиновники утвердили Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (далее — правила).
В общих положениях к правилам указано, что Правила распространяются на работодателей — юридических и физлиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и работников в случае, если им положена выдача СИЗ.
В этом смысле новые НПА существенно отличаются от прежних. В приказе Минздравсоцразвития от 1 июня 2009 г. № 290н, по которому работали до 1 сентября 2023 года, все обязанности работников по СИЗам были прописаны в одной строчке «Работник обязан правильно применять СИЗ, выданные ему в установленном порядке». Теперь обязанности работников по применению им СИЗ значительно расширены. Они обязаны:
применять выданные СИЗ по назначению;
перед началом рабочего дня осмотреть СИЗ, проверить их исправность;
если СИЗ неисправные, сообщить об этом непосредственному руководителю;
проинформировать о том, что СИЗ загрязнены, требуют ремонт, или вышли из строя, потерялись или были украдены;
сообщать об изменениях своего роста, размера, и других антропометрических характеристик, имеющих значения для получения СИЗ, подходящего по полу и размеру;
вернуть выданные ему СИЗ в случае увольнения или перевода на другую должность, при которой они не требуются;
вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ.
Компании должны ознакомить работников с новыми правилами выдачи СИЗ, а также с Едиными типовыми нормами, которые тоже вступают в силу с 1 сентября 2023 года. Сделать это можно во время внепланового инструктажа по охране труда, как того требует пункт 16 Правил обучения по охране труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
Важно! Напоминаем, что работодатели могут переходить на единые типовые нормы выдачи не с 1 сентября 2023 года, а с 1 января 2025 года. Такая возможность была дана работодателям в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 июля 2021 года № 311-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ». Решение о том, переходить на новые нормы, или остаться на прежних, принимает работодатель с отражением в Положении о системе управления охраной труда.
Как по новым правилам определить СИЗ, которые положены работникам
Вначале в приложении 1 найдите нужную профессию, там указаны, какие типы СИЗ для нее положены, а из приложения 2 подберите конкретные СИЗ с учетом оценки рисков. Для определения комплекта СИЗ, положенных работникам, необходимо проанализировать:
соответствие трудовой функции должностным обязанностям работника;
результаты специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков,
перечень и уровни воздействия вредных производственных факторов и опасностей.
Анализ является обязательным условием для правильного определения СИЗ.
Пример из практики. В ООО «Эдельвейс» в штатном расписании числится дворник.
Определив соответствие трудовой функции должностным обязанностям работника, было установлено следующее: дворник работает без электроинструмента, его орудия труда – метла, грабли, лопата для уборки снега. Работник не занимается погрузочно-разгрузочными работами и уборкой сосулек и снега с кровли. Этим занимается аутсорсинг. При этом трудовая функция дворника связана с рисками не только поскользнуться, но и получить обморожение во время выполнения наружных работ зимой. Как весь обслуживающий территорию предприятия персонал, работник подвергается общим производственным загрязнениям, может попасть под шаговое напряжение, если произойдет обрыв провода сети электроосвещения.
Исходя из оценки рисков, работник подвергается следующим 4 опасностям:
Механические опасности — 1.1. Скользкие, обледенелые, зажиренные, мокрые поверхности – риск частый, в холодное время года.
Опасность, связанная с воздействием общих производственных загрязнений — 2.1. Общие производственные загрязнения. Риск частый.
Электрический ток — 3.2. Шаговое напряжение. Вероятность риска минимальная, нужно выдать дежурный комплект СИЗ на исключительно редкий случай обрыва провода на территории.
Опасности, связанные с воздействием пониженных температур – 4.7. Низкая температура окружающей среды в рабочей зоне, в том числе связанная с климатом – риск постоянный в холодное время года. При этом дворник работает не на Крайнем Севере, а в Москве, где температурный минимум исключительно редко бывает ниже 25 градусов по Цельсию.
Определим, используя таблицу от экспертов ниже, какие СИЗ нужны работнику в общем виде, и конкретный комплект в зависимости от уровня рисков. При этом, если по разным опасностям положены СИЗ одного типа (ботинки, сапоги, сандалии, валенки), нужно выбирать то, что будет удобно и безопасно именно для вашего работника. Если выбирать между брюками и полукомбинезоном, выбирайте то, что лучше защищает поясницу, в чем лучше передвигаться. Здесь не обойтись без предложений от самих работников, а также взаимодействие с их представительным органом.
Как по новым правилам заменять несколько СИЗ из ЕТН на одно
Разрабатывая локальные нормы на основе ЕТН, учитывайте результаты СОУТ и ОПР, мнения работников и их представительных органов, требования правил по охране труда, нормативно-технической документации на технологический процесс.
Работодатель имеет право осуществлять замену нескольких СИЗ, указанных в нормах на одно, которое обеспечивает равноценную или превосходящую защиту. Что это означает на практике?
Плюсы: защита лучше, так как сигнальный жилет может расстегнуться, попасть в движущиеся элементы. Костюм с сигнальными вставками содержит в себе не только функции по светоотражению верхней части тела, но и нижней. Капюшон также обеспечен сигнальной расцветкой. В отзывах о таком костюме работники написали: «нет мороки с застежкой жилета, и чужой его не схватит по ошибке».
Обратите внимание! Локальные нормы обеспечения СИЗ не должны уменьшать по сравнению с ЕТН защиту работников. Они должны или полностью совпадать с требованиями ЕТН, или дополнять защиту, то есть превосходить ее по сравнению с приказом Минтруда об утверждении единых типовых норм. Нормы должны содержать сведения о классе защиты. Их возьмите из документации на СИЗ, или из пункта 5.5 Технического регламента «О безопасности СИЗ» 019/2011.
Лайфхак: всю необходимую информацию вам может дать ваш поставщик СИЗ. Для них составить нормы не составит труда, это им выгодно. Вам нужно будет только подобрать по своим техническим и финансовым возможностям СИЗ, необходимые для осуществления трудовой деятельности, в том числе при совмещении профессий.
Может произойти такое, что в вашем штатном расписании есть должность, наименования которой нет в ЕТН, но СИЗ нужно выдавать. В этом случае выдавайте СИЗ в соответствии с ЕТН, нормативно—технической документации, руководствуйтесь профстандартами, там указаны смежные профессии.
Как выдавать дежурные СИЗ с 1 сентября 2023 года
Дежурные СИЗ — это отдельные средства индивидуальной защиты, которые закрепляют за определенным объектом выполнения работ или рабочим местом. Их выдают поочередно нескольким работникам или иным лицам, участвующим в производственной деятельности, или осуществляющим мероприятия по надзору, только на время выполнения тех работ, для которых эти СИЗ предназначены.
Если по типовым нормам для определенных должностей СИЗ не положены, и при этом они не являются непосредственными организаторами работ (старшими мастерами), выдача СИЗ в индивидуальное пользование не положено.
Пример из практики
По нормам выдачи СИЗ на участке, где трудятся сварщики, помимо самих сварщиков СИЗ в индивидуальное пользование может получить их непосредственный руководитель — главный (старший) сварщик. А вот главному инженеру, и тем более директору завода СИЗ не положены. Выдавать дежурные СИЗ им нужно только во время посещения
Если визит контролирующих лиц на отдельные объекты является разовым, а не постоянным мероприятием, например, в компанию с проверкой пришел инспектор ГИТ, достаточно временно выдать дежурные СИЗ. После проверки объекта СИЗ нужно забрать обратно, так как опасность воздействий вредных и опасных факторов для инспектора уже миновала.
Справка: отличие дежурных СИЗ от обычных. Дежурные СИЗ закрепляют за определенным рабочим местом или объектом, и выдают работникам поочередно только для выполнения тех работ, для которых они предназначены. Такие СИЗ выдают в подразделение не лично каждому работнику, а под ответственность уполномоченных работодателем лиц. Список таких лиц должен быть утвержден приказом работодателя.
Нормативные сроки эксплуатации дежурных СИЗ не могут превышать нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ, установленного изготовителем.
Нормы СИЗ должны постоянно пересматриваться, если выявлены новые риски, необходимо усиливать защиту работников, выдавать дополнительные, превосходящие по защитным свойствам средства.
Какие изменения учитывать в личной карточке учета выдачи СИЗ
➤ С 1 сентября 2023 года появилась необходимость заполнения еще и личной карточки учета выдачи дежурных СИЗ. Раньше такого не было.
➤ Не требуется больше указывать данные сертификата или декларации СИЗ. Это изменение понравится тем, кто заполняет карточки. Но копию сертификатов и деклараций нужно иметь в тех местах, на которых производят выдачу СИЗ, ведь это подтверждает, что все СИЗ прошли оценку соответствия.
➤ Выдача и возврат СИЗ по истечению срока носки фиксируется в карточке выдачи. В новых правилах выдачи СИЗ приведены две формы карточек — для индивидуальной выдачи и для коллективной:
Приложение № 2. Личная карточка учета выдачи СИЗ
Приложение № 3. Карточка учета выдачи дежурных СИЗ
Вы видите, что для личной карточки предусмотрен рекомендуемый образец. А раньше был утвержденный. Рекомендуемый в данном случае означает, что вы можете добавить строки, столбцы, логотип организации и другие сведения. Более того, вы можете изменить наименования столбцов, если посчитаете, что срок носки и периодичность нужно указать вместе, а не в столбце единиц измерений. Если очищающее средство выдаете в дозаторе, внесите отметку об этом в графе «Лично/дозатор».
➤ Личные карточки можно вести как в электронном, так и в бумажном виде. Если у вас в организации введен электронный документооборот, утвердите порядок выдачи СИЗ, обеспечьте возможность проверки выдачи СИЗ работнику в первичных документах материального учета.
➤ На лицевой стороне обеих карточек СИЗ указывают в соответствии с локальными нормами выдачи. А на обратной стороне — торговые наименования СИЗ, по которым их приобрели. Это необходимо для того, чтобы соблюдать правила материального учета. Возмещение из фонда социального страхования также проводится с указанием именно торговых наименований СИЗ, согласно принятой в организации учетной политики.
➤ Больше нет необходимости заводить две карточки отдельно на дерматологические и обычные СИЗ. Можно вести одну общую карточку, с особенностями для кремов и паст.
Как выдавать дерматологические СИЗ и смывающие средства по новым правилам
Дерматологические СИЗ предназначены для защиты от загрязнений, воздействия агрессивных рабочих материалов, веществ и сред. В ЕТН нормы выдачи дерматологических СИЗ перечислены в Приложении № 3.
По новым правилам, которые действуют с 1 сентября 2023 года, вводится новое понятие — неустойчивые загрязнения. Раньше их называли легкие.
Обратите внимание! Если загрязнения неустойчивые, легкие, то можно их выдавать в дозаторе в санитарно-бытовом помещении (душ, туалет), и заполнять на них личную карточку учета выдачи не нужно.
Если же загрязнения устойчивые, трудносмываемые, то работникам выдают очищающие средства. Нельзя заменять смывающие средства различными веществами, не имеющими сертификат. Нельзя заменять очищающие средства от устойчивых (или) особо устойчивых загрязнений на смывающие средства.
✓ При работе с водонерастворимыми рабочими материалами и веществами работникам выдаются гидрофильные средства.
✓ При работе с агрессивными водорастворимыми рабочими материалами выдают гидрофобные средства.
✓ Если на работника попеременно воздействуют то водорастворимые, то водонерастворимые средства, выдаются ДСИЗ комбинированного действия. Если упаковка СИЗ превышает 250 мл, их можно выдавать в коллективном дозаторе, указание об этом вносят на оборотную сторону карточки.
Дозаторы подлежат контролю, при необходимости из пополняют, ремонтируют и заменяют за счет работодателя. Контроль за исправностью дозирующих систем (дозаторов), их ремонт и замена осуществляется работодателем.
Важно! В личных карточках нужно записывать выдачу кремов ежемесячно. Если вы будете отмечать выдачу ДСИЗ ежеквартально, номинально это будет считаться нарушением правил выдачи СИЗ, так как это противоречит пункту 47 Правил.
Когда выдавать СИЗ работникам сторонних организаций
Каждый работодатель обеспечивает своих работников СИЗ сам. Если подрядная организация заходит на территорию организации-заказчика, она обязана обеспечить своих сотрудников всеми положенными СИЗ, с учетом имеющихся вредных и опасных производственных факторов и опасностей. При этом выдаваемые СИЗ должны учитывать специфику производственной деятельности работодателя, на территории которого проводятся работы.
Это означает, что, если бригада выезжает в северные районы, необходимо выдать своим работникам соответствующие теплые СИЗ. Для этого организация-заказчик, которая заказывает работы на своей территории, должна предоставить информацию для подбора СИЗ по сезону и с учетом климатических особенностей.
Бывает и так, что работники выезжают на территорию с повышенной химической и биологической безопасностью, поэтому они не могут привезти свои загрязненные костюмы, которые должны уничтожаться. В этом случае работников сторонних организаций может обеспечить СИЗ принимающая сторона, но за счет организации-работодателя этих сотрудников.
Когда нужен перечень СИЗ, которые подлежат испытаниям и проверке
В случае установления в эксплуатационной или иной документации сроков испытания и (или) проверки исправности СИЗ работодатель в период эксплуатации СИЗ обеспечивает их проведение, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами.
Перечень СИЗ, подлежащих испытаниям и проверке, разрабатывает и утверждает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).
Средства индивидуальной защиты должны быть соответствующим образом учтены и содержаться в технически исправном состоянии с организацией их обслуживания и периодических проверок, указанных в документации (инструкции) изготовителя СИЗ.
Необходимо проводить постоянную проверку исправности СИЗ и своевременную замену элементов, компонентов или подсистем с утраченными защитными свойствами.
Важно! Динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты в эксплуатирующих организациях не проводятся, также как не проводятся испытания электрозащитных средств без оборудованной электролаборатории. Для этих испытаний необходимо получение разрешительной документации, а если ее нет, то испытания проводятся в специализированных испытательных лабораториях.
Как специалисту по охране труда подготовиться к изменениям
Изменения в порядке обеспечения СИЗ происходят глобальные. Поэтому нужно уже сейчас внимательно изучить следующие документы и выполнить обязательные мероприятия:
№ | Нормативный правовой акт | Мероприятия, которые нужно провести в срок до 1 сентября 2023 года |
1 | Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» | утвердить перечень дежурных СИЗ на рабочих местах утвердить Перечень уполномоченных лиц, ответственных за выдачу и сдачу дежурных СИЗ и ведение личной карточки выдачи дежурных СИЗ утвердить и согласовать с представительным органом работников нормы выдачи СИЗ утвердить порядок выдачи и сдачи дежурных СИЗ утвердить Перечень СИЗ, подлежащих периодическим испытаниям и проверкам |
2 | Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств» | определить, применять ли ЕТН с 1.09.2923 года или отсрочить применение до 31.12.2024 года с обоснованием в соответствующем разделе Положения о СУОТ проанализировать результаты оценки профрисков и разработать нормы выдачи СИЗ в соответствии с приложениями к приказу № 767н провести внеплановый инструктаж, если нормы будут применяться с 1 сентября определить, в какой форме вести учет выдаваемых СИЗ – в электронной или традиционной бумажной |